Между государствами-членами ЕАЭС налажен обмен информацией в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации, обеспечивающих безопасность информационного обмена, который контролирует уплату косвенных налогов (НДС). Протокол этого обмена утвержден 11 декабря 2009 года, «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство финансов Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, исходя из взаимной заинтересованности в усилении контроля за импортом и экспортом товаров, выполнением работ, оказанием услуг, своевременным и полным поступлением косвенных налогов в бюджеты государств-членов Евразийского экономического союза оказывать друг другу содействие.
Заработала система сообщений между Россией и КНР. ВСЕ экспортные декларации КНР, предоставленные при таможенной проверке Декларации на товар (ДТ) импорта сканируются по QR коду и данные в системе могут сверяться с данными в ДТ.
Импортируемый из Китая в Россию товар проходит процедуру экспорта и на каждую поставку есть экспортная декларация, в которой отображены данные о товаре: наименование, кол-во, вес нетто/брутто, места, цена за штуку и общая стоимость. Это однозначно подтверждает таможенную стоимость и количество товара. При проверке ДТ импорта таможня РФ может теперь сверить все заявленные данные с данными, указанными в экспортной декларации. Если будут расхождения, то последствия могут быть разными. Стало опасно менять стоимость и вес в товарно-сопроводительных документах.
С января 2015 в России усилился налоговый контроль НДС. В декларацию по НДС включены все сведения из книг покупок и продаж, в том числе и номера таможенных деклараций. Единый центр обработки данных дает возможность налоговым службам проводить учет и контроль НДС в онлайн режиме. Для ФНС центр обработки данных (ЦОД) дает возможность скапливаться и контролировать все данные по НДС в одном месте. Теперь базами данных располагают не только территориальные налоговые службы. Нет сложности обмена информацией между тысячами инспекций, нет привязки для проверки налогоплательщиков по юридическим адресам. В частности, для импортных товаров, расхождения по данным номеров деклараций и их цепочке можно отследить автоматически.
Уже давно налажено электронное взаимодействие налоговых и таможенных органов, между банковской системой, Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС), ФТС переподчинена Министерству финансов – произошла полная консолидация информационных систем ФТС и ФНС. Налоговые органы могут быстро проверить сведения по товарам налогоплательщиков с данными таможенных деклараций, номер которых указан в отчетности и счет-фактурах.
Услуги по «серой» оплате товаров за границу стали ненадежны и очень сильно выросли в цене, а с 1 марта 2018 вступила в силу новая инструкция Банка России о валютных операциях от 16.08.2017 № 181-И. Инструкция направлена на реализацию механизма «сквозного контроля» и отслеживания движения товаров в единой информационной системе ФНС и ФТС.
ФТС России продолжается работа по совершенствованию и развитию применяемой субъектно-ориентированной модели в системе управления рисками (СУР), основанной на распределении участников внешнеэкономической деятельности (участники ВЭД) по категориям уровня риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства (далее – риск-категорирование).
Низкий уровень риска | Средний уровень риска | Высокий уровень риска |
В рамках применения риск-категорирования осуществляется анализ деятельности участников ВЭД по определенным критериям, характеризующим участника ВЭД, с использованием информационных ресурсов ФТС России, ФНС России, Банка России, а также сведений, предоставляемых самими участниками ВЭД.
Субъектно-ориентированная модель СУР дает возможность существенно снизить количество мер таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня риска, обеспечив тем самым реализацию принципа выборочности и смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров, что способствует повышению эффективности таможенного контроля, сокращению времени совершения таможенных операций и снижению издержек участников ВЭД.
Так, например, количество проведенных таможенных досмотров в отношении товаров, декларируемых участниками ВЭД низкого уровня риска, в 4 раза ниже, чем в отношении остальных организаций.
Приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256 утвержден Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, предусматривающий более детальное дифференцирование уровней риска участников ВЭД, а также усовершенствованные подходы и критерии для определения уровней риска.
Критерии для выявления категории высокого уровня риска у участников ВЭД (при выявлении одного из них):
1) нахождение участника ВЭД в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;
2) нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;
3) наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 180 (сто восемьдесят) календарных дней с даты вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного таможенным органом;
4) участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2011, N 50, ст. 7362; 2015, N 1 (ч. I), ст. 83; 2016, N 27 (ч. II), ст. 4258, N 28, ст. 4559);
5) отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.
Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:
1) дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предшествует дате начала отчетного периода;
2) общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в отчетном периоде составляет не менее 150 штук и не менее 75 штук за вторую половину отчетного периода;
3) участник ВЭД является юридическим лицом;
4) отсутствие на дату проведения риск-категорирования неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в сроки, установленные в требовании об уплате таможенных платежей;
5) не выявлены критерии, предусмотренные условиями для участников ВЭД с высоким уровнем риска.
Приказ ФТС России № 732 от 11 апреля 2016 года, "Зелёный коридор" для участников ВЭД. Срок рассмотрения документов 30 дней, все делается автоматические, причем раз в месяц все пересматривается.
Ключевые критерии для юридических лиц:
1) основной вид экономической деятельности - производственная;
2) нахождение в собственности, хозяйственном ведении или аренде помещений, предназначенных для производственных целей;
3) стоимость чистых активов - не менее 1 млн. руб.;
4) уставный капитал - не менее 1 млн. руб.
5) в основном производстве задействовано не менее 50 человек
6) неприменение упрощенной системы налогообложения;
7) отсутствие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
8) Лицо не находится в стадии ликвидации, реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) либо банкротства;
9) с даты декларирования первой товарной партии прошло не менее 1 года
10) количество выпущенных деклараций на товары в течение года - не менее 50 штук;
12) отсутствие у Лица не уплаченных сумм таможенных платежей, процентов, пеней,
13) у Лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в сроки, постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 16 КоАП РФ, в части уплаты административного штрафа;
14) у Лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в сроки, постановления по делам об административных правонарушениях, в части уплаты административного штрафа.
Общий перечень критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности
1 | Нахождение участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным. |
2 | Нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности. |
3 | Неисполнение либо ненадлежащее исполнение участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в сроки, установленные в требовании об уплате таможенных платежей. |
4 | Наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 180 (сто восемьдесят) календарных дней с даты вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении (далее - АП), вынесенного таможенным органом. |
5 | Участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации. |
6 | Отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России. |
7 | Размер уставного капитала участника ВЭД. |
8 | Общий период осуществления внешнеэкономической деятельности участником ВЭД. |
9 | Соотношение стоимостного объема ввоза товаров, торгующей страной по которым является страна, включенная в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2007, регистрационный N 10598), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 2 февраля 2009 г. N 10н (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2009, регистрационный N 13432), от 21 августа 2012 г. N 115н (зарегистрирован Минюстом России 25.10.2012, регистрационный N 25728), от 2 октября 2014 г. N 111н (зарегистрирован Минюстом России 19.11.2014, регистрационный N 34776), а также указанием Банка России от 7 августа 2003 г. N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" (зарегистрировано Минюстом России 10.09.2003, регистрационный N 5058), с изменениями, внесенными указаниями Банка России от 27 декабря 2006 г. N 1783-У (зарегистрировано Минюстом России 26.01.2007, регистрационный N 8846), от 8 февраля 2010 г. N 2394-У (зарегистрировано Минюстом России 11.03.2010, регистрационный N 16599), от 15 июля 2011 г. N 2667-У (зарегистрировано Минюстом России 08.08.2011, регистрационный N 21575), от 18 февраля 2014 г. N 3192-У (зарегистрировано Минюстом России 24.04.2014, регистрационный N 32100), к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске. |
10 | Соотношение стоимостного объема товаров, страна отправления которых не совпадает со страной происхождения, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске. |
11 | Соотношение стоимостного объема товаров, выпущенных с разницей веса брутто и нетто выше аналогичного среднего показателя по ФТС России, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске. |
12 | Соотношение стоимостного объема товаров, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров ниже аналогичного среднего показателя по ФТС России, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске. |
13 | Соотношение количества товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, к общему количеству товаров, по которым принято решение о выпуске. |
14 | Соотношение стоимости товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске. |
15 | Соотношение стоимостного объема товаров, по которым применение мер по минимизации рисков является результативным, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске. |
16 | Соотношение количества деклараций на товары (далее - ДТ), по которым применение инспекционно-досмотровых комплексов и (или) таможенного досмотра товаров является результативным, к общему количеству выпущенных ДТ. |
17 | Соотношение количества отозванных ДТ к общему количеству выпущенных ДТ. |
18 | Соотношение количества ДТ, по которым принято решение об отказе в выпуске, к общему количеству выпущенных ДТ. |
19 | Соотношение суммы начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей к общей сумме начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей в целом по ФТС России. |
20 | Специализация по номенклатуре товаров. |
21 | Соотношение количества принятых решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС к общему количеству выпущенных ДТ. |
22 | Соотношение доначисленных таможенных платежей по принятым решениям по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС за вычетом возвратов к общей сумме начисленных таможенных платежей в отношении товаров, по которым принято решение о выпуске. |
23 | Отсутствие у участника ВЭД в соответствии с условиями внешнеторгового(ых) контракта(ов) фактов совершения сомнительных валютных операций, которые имеют необычный характер, признаки отсутствия явного экономического смысла и могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта и легализации доходов, полученных преступным путем. |
24 | Привлечение к административной ответственности по делам об АП, возбужденным таможенными органами. |
25 | Соотношение суммы назначенных наказаний по делам об АП к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске. |
26 | Возбуждение уголовного дела о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей. |
27 | Наличие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. |
28 | Отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России. |
29 | Результат таможенного контроля после выпуска товаров. |
30 | Экспортная ориентированность. |