ФТС, ФНС, ЦБ РФ и заграничные таможни

Между государствами-членами ЕАЭС налажен обмен информацией в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации, обеспечивающих безопасность информационного обмена, который контролирует уплату косвенных налогов (НДС). Протокол этого обмена утвержден 11 декабря 2009 года, «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство финансов Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, исходя из взаимной заинтересованности в усилении контроля за импортом и экспортом товаров, выполнением работ, оказанием услуг, своевременным и полным поступлением косвенных налогов в бюджеты государств-членов Евразийского экономического союза оказывать друг другу содействие.

Заработала система сообщений между Россией и КНР. ВСЕ экспортные декларации КНР, предоставленные при таможенной проверке Декларации на товар (ДТ) импорта сканируются по QR коду и данные в системе могут сверяться с данными в ДТ.

Импортируемый из Китая в Россию товар проходит процедуру экспорта и на каждую поставку есть экспортная декларация, в которой отображены данные о товаре: наименование, кол-во, вес нетто/брутто, места, цена за штуку и общая стоимость. Это однозначно подтверждает таможенную стоимость и количество товара. При проверке ДТ импорта таможня РФ может теперь сверить все заявленные данные с данными, указанными в экспортной декларации. Если будут расхождения, то последствия могут быть разными. Стало опасно менять стоимость и вес в товарно-сопроводительных документах.

С января 2015 в России усилился налоговый контроль НДС. В декларацию по НДС включены все сведения из книг покупок и продаж, в том числе и номера таможенных деклараций. Единый центр обработки данных дает возможность налоговым службам проводить учет и контроль НДС в онлайн режиме. Для ФНС центр обработки данных (ЦОД) дает возможность скапливаться и контролировать все данные по НДС в одном месте. Теперь базами данных располагают не только территориальные налоговые службы. Нет сложности обмена информацией между тысячами инспекций, нет привязки для проверки налогоплательщиков по юридическим адресам. В частности, для импортных товаров, расхождения по данным номеров деклараций и их цепочке можно отследить автоматически.

Уже давно налажено электронное взаимодействие налоговых и таможенных органов, между банковской системой, Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС), ФТС переподчинена Министерству финансов – произошла полная консолидация информационных систем ФТС и ФНС. Налоговые органы могут быстро проверить сведения по товарам налогоплательщиков с данными таможенных деклараций, номер которых указан в отчетности и счет-фактурах.

Услуги по «серой» оплате товаров за границу стали ненадежны и очень сильно выросли в цене, а с 1 марта 2018 вступила в силу новая инструкция Банка России о валютных операциях от 16.08.2017 № 181-И. Инструкция направлена на реализацию механизма «сквозного контроля» и отслеживания движения товаров в единой информационной системе ФНС и ФТС.

ФТС России продолжается работа по совершенствованию и развитию применяемой субъектно-ориентированной модели в системе управления рисками (СУР), основанной на распределении участников внешнеэкономической деятельности (участники ВЭД) по категориям уровня риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства (далее – риск-категорирование).

Низкий уровень рискаСредний уровень рискаВысокий уровень риска

В рамках применения риск-категорирования осуществляется анализ деятельности участников ВЭД по определенным критериям, характеризующим участника ВЭД, с использованием информационных ресурсов ФТС России, ФНС России, Банка России, а также сведений, предоставляемых самими участниками ВЭД.

Субъектно-ориентированная модель СУР дает возможность существенно снизить количество мер таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня риска, обеспечив тем самым реализацию принципа выборочности и смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров, что способствует повышению эффективности таможенного контроля, сокращению времени совершения таможенных операций и снижению издержек участников ВЭД.

Так, например, количество проведенных таможенных досмотров в отношении товаров, декларируемых участниками ВЭД низкого уровня риска, в 4 раза ниже, чем в отношении остальных организаций.

Приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256 утвержден Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, предусматривающий более детальное дифференцирование уровней риска участников ВЭД, а также усовершенствованные подходы и критерии для определения уровней риска.

Критерии для выявления категории высокого уровня риска у участников ВЭД (при выявлении одного из них):

1) нахождение участника ВЭД в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;

2) нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;

3) наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 180 (сто восемьдесят) календарных дней с даты вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного таможенным органом;

4) участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2011, N 50, ст. 7362; 2015, N 1 (ч. I), ст. 83; 2016, N 27 (ч. II), ст. 4258, N 28, ст. 4559);

5) отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.

Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:

1) дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предшествует дате начала отчетного периода;

2) общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в отчетном периоде составляет не менее 150 штук и не менее 75 штук за вторую половину отчетного периода;

3) участник ВЭД является юридическим лицом;

4) отсутствие на дату проведения риск-категорирования неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в сроки, установленные в требовании об уплате таможенных платежей;

5) не выявлены критерии, предусмотренные условиями для участников ВЭД с высоким уровнем риска.

Приказ ФТС России № 732 от 11 апреля 2016 года, "Зелёный коридор" для участников ВЭД. Срок рассмотрения документов 30 дней, все делается автоматические, причем раз в месяц все пересматривается.

Ключевые критерии для юридических лиц:

1) основной вид экономической деятельности - производственная;

2) нахождение в собственности, хозяйственном ведении или аренде помещений,  предназначенных для производственных целей;

3) стоимость чистых активов - не менее 1 млн. руб.;

4) уставный капитал - не менее 1 млн. руб.

5) в основном производстве задействовано не менее 50 человек

6) неприменение упрощенной системы налогообложения;

7) отсутствие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

8) Лицо не находится в стадии ликвидации, реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) либо банкротства;

9) с даты декларирования первой товарной партии прошло не менее 1 года

10) количество выпущенных деклараций на товары в течение года - не менее 50 штук;

12) отсутствие у Лица не уплаченных сумм таможенных платежей, процентов, пеней,

13) у Лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в сроки, постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 16 КоАП РФ, в части уплаты административного штрафа;

14) у Лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в сроки, постановления по делам об административных правонарушениях, в части уплаты административного штрафа.

Общий перечень критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности

1Нахождение участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным.
2Нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности.
3Неисполнение либо ненадлежащее исполнение участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в сроки, установленные в требовании об уплате таможенных платежей.
4Наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 180 (сто восемьдесят) календарных дней с даты вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении (далее - АП), вынесенного таможенным органом.
5Участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.
6Отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.
7Размер уставного капитала участника ВЭД.
8Общий период осуществления внешнеэкономической деятельности участником ВЭД.
9Соотношение стоимостного объема ввоза товаров, торгующей страной по которым является страна, включенная в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2007, регистрационный N 10598), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 2 февраля 2009 г. N 10н (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2009, регистрационный N 13432), от 21 августа 2012 г. N 115н (зарегистрирован Минюстом России 25.10.2012, регистрационный N 25728), от 2 октября 2014 г. N 111н (зарегистрирован Минюстом России 19.11.2014, регистрационный N 34776), а также указанием Банка России от 7 августа 2003 г. N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" (зарегистрировано Минюстом России 10.09.2003, регистрационный N 5058), с изменениями, внесенными указаниями Банка России от 27 декабря 2006 г. N 1783-У (зарегистрировано Минюстом России 26.01.2007, регистрационный N 8846), от 8 февраля 2010 г. N 2394-У (зарегистрировано Минюстом России 11.03.2010, регистрационный N 16599), от 15 июля 2011 г. N 2667-У (зарегистрировано Минюстом России 08.08.2011, регистрационный N 21575), от 18 февраля 2014 г. N 3192-У (зарегистрировано Минюстом России 24.04.2014, регистрационный N 32100), к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
10Соотношение стоимостного объема товаров, страна отправления которых не совпадает со страной происхождения, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
11Соотношение стоимостного объема товаров, выпущенных с разницей веса брутто и нетто выше аналогичного среднего показателя по ФТС России, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
12Соотношение стоимостного объема товаров, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров ниже аналогичного среднего показателя по ФТС России, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
13Соотношение количества товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, к общему количеству товаров, по которым принято решение о выпуске.
14Соотношение стоимости товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
15Соотношение стоимостного объема товаров, по которым применение мер по минимизации рисков является результативным, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
16Соотношение количества деклараций на товары (далее - ДТ), по которым применение инспекционно-досмотровых комплексов и (или) таможенного досмотра товаров является результативным, к общему количеству выпущенных ДТ.
17Соотношение количества отозванных ДТ к общему количеству выпущенных ДТ.
18Соотношение количества ДТ, по которым принято решение об отказе в выпуске, к общему количеству выпущенных ДТ.
19Соотношение суммы начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей к общей сумме начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей в целом по ФТС России.
20Специализация по номенклатуре товаров.
21Соотношение количества принятых решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС к общему количеству выпущенных ДТ.
22Соотношение доначисленных таможенных платежей по принятым решениям по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС за вычетом возвратов к общей сумме начисленных таможенных платежей в отношении товаров, по которым принято решение о выпуске.
23Отсутствие у участника ВЭД в соответствии с условиями внешнеторгового(ых) контракта(ов) фактов совершения сомнительных валютных операций, которые имеют необычный характер, признаки отсутствия явного экономического смысла и могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта и легализации доходов, полученных преступным путем.
24Привлечение к административной ответственности по делам об АП, возбужденным таможенными органами.
25Соотношение суммы назначенных наказаний по делам об АП к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
26Возбуждение уголовного дела о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей.
27Наличие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
28Отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.
29Результат таможенного контроля после выпуска товаров.
30Экспортная ориентированность.