Профили риска и КТС

Что такое профили таможенных рисков связанные «проходными ценами» - статистикой таможни по Таможенной стоимости (ТС) в пересчете на $/кг. Статистика таможни (профили риска по цене) – ведутся в $/кг. Ценовые риски - это так называемые «проходные цены на таможне», или «сетка таможни». Цена товара и риски при импорте основаны на анализе рынков импортной продукции. Обобщенно это средне-контрактные или публичные цены, заявленные в прайс-листах производителей. Анализируется не только ТС товаров, но сами товары, производители и торговые марки, внешнеторговые контракты и товарно-сопроводительные документы, деятельность участников ВЭД и таможенных представителей.

Стоимость товара и риски таможни важная часть работы специалиста по таможенному сопровождению. До поставки товара, по возможности нужно не только обосновать коды ТН ВЭД ЕАЭС, но  и проверить товар по проходным ценам, исходя из ТС данного груза.

Товары по таможенной стоимости ниже контрольных показателей $/кг попадают под инструкции и распоряжения по «отработке» профиля риска, особому порядку таможенного оформления с мерами дополнительного таможенного контроля по минимизации данного риска.

Анализ таможенных рисков выявил следующие меры по минимизации профиля риска таможни:

  • таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов;
  • таможенный досмотр товаров (5 ÷ 100%);
  • отбор проб и образцов товаров (таможенная экспертиза товаров);
  • принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению товарной номенклатуры (дополнительные документы по описанию товара и классификационное решение по коду ТН ВЭД ТС отделом данной таможни);
  • принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля таможенной стоимости (дополнительные документы, перечень которых определяется в зависимости от условий и особенностей каждой конкретной внешнеторговой сделки);
    Основные дополнительные документы: прайс-листы производителя ввозимых товаров, экспортная таможенная декларация страны отправления, документы по оплате ввозимых товаров, выписка из бухгалтерской ведомости о принятии товара к налоговому учету.
  • запрос дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах;
  • выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях;
  • выпуск товаров по согласованию с начальником таможенного поста.

Виды таможенного досмотра

1 вариант – таможенный осмотр
(товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров)

Инспектором таможни

- фото маркировки на упаковке

- пересчет мест

- взвешивание брутто

- осмотр тары (подлежит она фитосанитарному контролю или нет)

Инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК)

- просвечивание груза на соответствие заявленному в товарно-сопроводительных документах и самой таможенной декларации

- просвечивание груза на предмет посторонних вложений

2 вариант – таможенный досмотр
(товаров)

Инспектором таможни

Частичный  от 5%

Инспектором таможни

100% с перевесом и пересчетом

- фото маркировки на упаковке и товаре

- пересчет мест и количество товара

- фотографирование и описание комплектации и/или самого товара

- взвешивание нетто и брутто

На досмотре желательно присутствовать специалисту и представителю участника ВЭД. «Белых грузов не бывает», всегда есть человеческий фактор в оформлении документов или действиях с  самим отгруженным товаром.

Осмотр груза или досмотр груза изменить нельзя, досмотровый инспектор обязан фотографировать и описывать то, что он видит, и далее в электронном виде отправлять данные в систему.

Одним из действующих принципов таможенного контроля является выборочность (минимально и достаточно). На данный момент таможенными органами России используется система управления рисками (СУР). В основном риски на таможне оцениваются по стоимости товара, по весу, в том числе, по разнице весов нетто и брутто, по таможенному коду и другие. Все риски таможенного оформления связаны с проведение дополнительной проверки – запросов таможенного органа по новым документам или в виде осмотра или досмотра товара.

Цель системы управления рисков при импорте - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ.

В приоритете риски ВЭД:

  • имеющие устойчивый характер;
  • связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • затрагивающие другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы (например, пополнение бюджета).

Основные объекты профилей рисков при импорте:

  • стоимостные показатели (стоимость за единицу товара, статистическая таможенная стоимость в Долларах США за 1/кг веса нетто товара);
  • цена меньше биржевых торгов, ценовых каталогов, аукционов;
  • цена товара меньше цены сырья;
  • взаимосвязь влияет на стоимость товара (цена без скидки разная на идентичные товары от производителя);
  • разночтения базиса поставки (ИНКОТЕРМС) и стоимости по дополнительным расходам на транспортировку;
  • весовые показатели (разнице весов нетто и брутто);
  • номенклатура товаров (подмена товарного кода ТН ВЭД и коды ТН ВЭД, относящиеся к группам «риска» или «прикрытия»);
  • происхождение товара (подмена страны происхождения товара, соответствие маркировки на самом товаре и заявленной при декларировании);
  • участники ВЭД (иностранные поставщики из оффшорных стран и организации «однодневки», перемещающие товары через границу ЕАЭС);
  • возможность размещения среди товара контрабанды, наркотических и психотропных веществ и тому подобное.

Правила таможни в СУР основывается на стандартах ВТО, что должно позволить обеспечить:

  • сокращение времени таможенного оформления;
  • прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников ВЭД;
  • партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками ВЭД.

Источники информации, используемые для выявления рисков:

  • различные базы данных таможенных органов;
  • оперативная информация;
  • обращения и жалобы граждан и юр. лиц;
  • информация других государственных органов;
  • СМИ;
  • результаты служебных проверок, оперативно-розыскной деятельности;
  • информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе;
  • акты законодательства и правовые акты;
  • интернет.

Ответ на требование ОТО и ТК по дополнительной проверке по подтверждению ТС (формат и сроки)

Требование таможни о предоставлении дополнительных документов имеет разные сроки, от 10 до 45 дней.

В ответ на требование нужно написать сопроводительное письмо с указанием номера ДТ, самого требования, и по каждому пункту указать - какой документ /документы представлены.

Если по какому то пункту нет возможности представить документы, на этот пункт нужно письмо, поясняющее почему данных документов нельзя предоставить.

Дальнейшие действия участника ВЭД после решения таможни о начислении КТС

После вынесения таможней решения о подтверждении стоимости, импортер начинает процедуру возврата обеспечения (Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств).

Приказ ФТС РФ 2520 от 22.12.10 и 311-ФЗ Глава 17. Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств

Если таможня приняла решение, что КТС было верным, нужно либо оставить все как есть, и тогда на дальнейшие поставки будет такой же КТС, или подавать иск на таможню в суд.

Выбор декларанта по оформлению безусловного или условного КТС (завершение или не завершение таможенного контроля)

Безусловный КТС вернуть нельзя и данный КТС делает сам декларант.

Условный КТС делает инспектор таможни и после получения денежного обеспечения на КБК авансовых платежей оформляет расписку и требование о дополнительных документах.

Дополнительные документы таможенной проверки.

Согласно Приложению3, «к порядку контроля таможенной стоимости товаров», из Решения Комиссии Таможенного Союза №376 от 20 сентября 2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» установлен перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запросом таможенного органа при проведении дополнительной проверки:

1. Прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение.

2. Сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод.

3. Сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе).

4. Упаковочные листы.

5. Бухгалтерские документы об оприходовании товаров.

6. Договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.

7. Сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно.

8. Оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются).

9. Документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование.

10. Документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта).

11. Документы и сведения, подтверждающие производимые после прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или техническое содействие (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.) в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.

12. Документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара.

13. Документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:
- документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;
- документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
- документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу вычитания;
- документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу сложения;
- документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.

14. Другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.